МОЛДОВА И ДИЛЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ

Наталья СТЕРКУЛ,

Ассоциация Внешней Политики Республики Молдова,

специально для «Украинской линии»

Будущее энергетики будет определяться новыми тенденциями развития, обозначившими энергетическую безопасность, ценовую доступность и экологически чистые виды энергии в качестве ведущих трендов мировой энергетической политики ближайшего десятилетия. Для Молдовы поиск комплексных решений по предотвращению энергетических кризисов напрямую связан с углублением и расширением регионального сотрудничества в области энергетики, диверсификацией источников с целью обеспечения энергетической безопасности, формированием и консолидацией конкурентного рынка природного газа и электроэнергии, а также с повышением уровня экономического развития государства, его благосостояния и платежеспособности граждан.

Продление контракта о поставках газа между российским монополистом «Газпромом» и его дочерней компанией «Молдовагаз» в конце октября 2021 года не стало конечной точкой в весьма непростом переговорном процессе межу Кишиневом и Москвой. На сей раз проблемным явился вопрос, связанный с выполнением Молдовой одного из условий данного соглашения – договоренности о 100-процентной оплате молдавской стороной текущих платежей за «голубое топливо». Очередной срок выплат наступил 22 ноября, деньги на счет «Газпрома» не поступили. В качестве меры реагирования Российская энергетическая компания выдвинула ультимативное предупреждение о том, что перекачка газа в страну будет остановлена через 48 часов в случае невыплаты долгов. При этом, «Газпром» выразил крайнюю разочарованность неисполнением Молдовой своих контрактных обязательств. Многие специалисты в этой области полагают, что неспособность «Молдовагаз» расплатиться полностью по счетам в ноябре была очевидной. В ответ на предупреждение российской стороны Правительство Молдовы обратилось к «Газпрому» с просьбой не прекращать поставки газа, признав правомерность его требований и обязавшись расплатиться по текущим платежам до 26 ноября.

После ультимативной ноты глава госкомпании Вадим Чебан обратился за помощью к Правительству и попросил у властей заем в размере $74 миллиона. Парламент Молдовы принял решение о выделении соответствующей суммы и экстренно внес поправки в бюджет на 2021 год. Обоснованием образования долга в «Молдовагаз» явился аргумент об ощутимой разнице октябрьских и ноябрьских тарифов. Молдавская сторона сделала все возможное для стабилизации ситуации и выполнения контрактных обязательств. Проблема разрешилась, однако, факт того, что для расчетов за газ потребовались бюджетные средства, свидетельствует о наличии комплексных пробелов в энергетической сфере Молдовы.

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов высказал опасения, что кризис неплатежей может повториться. Министерство экономики и инфраструктуры следит за ситуацией, с целью осуществления Молдовой своевременных выплат по взятым на себя обязательствам. Несмотря на это, в экспертных кругах Молдовы также высказываются мнения о том, что подобная ситуация не станет единственным случаем, вот только реакция России будет более жесткой. Кроме того, спустя пять лет, когда контракт с Газпромом о поставках газа истечет, без принятия своевременных действий со стороны молдавских властей, Молдова вынуждена будет вступать в переговоры с Россией с еще худшими исходными позициями и слезть с «газовой иглы» в обозримом будущем будет фактически невозможно. Ввиду этого основное внимание должно отводиться важности поиска комплексных решений – альтернативных вариантов закупок газа и возможности диверсификации энергоисточников с полным покрытием потребностей Республики Молдова.

Вопрос о диверсификации источников сложный и комплексный, требующий своевременных усилий и кропотливой работы. Кроме того, он напрямую зависит от уровня экономического развития Молдовы и платежеспособности ее граждан, выступающих конечными потребителями «голубого топлива».

Понимание всей сложности ситуации, в которой оказалась Молдова, подтолкнуло власти Румынии в очередной раз протянуть руку поддержки властям соседнего государства. Помощь направлена на формирование и консолидацию конкурентного рынка природного газа и электроэнергии с обеспечением прозрачных и недискриминационных механизмов для покупки и сбыта энергетических продуктов. Так, румынская товарная биржа (BRM), признанная лидером на рынке торговли природным газом в Румынии, создала дочернюю компанию в Республике Молдова, BRM East Energy. BRM является крупнейшим биржевым товарным оператором в Румынии, обеспечивая более 70% национального внутреннего потребления, управляя при этом среднегодовым объемом насчитывающим более 5000 транзакций на общую мощность более 65 ТВтч, в том числе, с природным газом, электричеством, нефтепродуктами, сертификатами CO2.

Компания с 1 января 2022 г. будет выступать в качестве платформы, на которой можно будет торговать как газом, так и электроэнергией. И хотя, конкуренция на газовом рынке пока не высока, перспективы ее роста довольно значительны, поскольку теперь Молдова соединена с Румынией и Украиной через Трансбалканский коридор и газопровод Яссы-Унгень-Кишинев. Румынская товарная биржа будет способствовать укреплению энергетической безопасности Республики Молдова, помогая формировать приемлемую цену для конечного потребителя и, таким образом, предотвращать любые кризисы на энергетическом рынке. Основным преимуществом прозрачной торговли энергией на регулируемом рынке является то, что цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением, а информация об участниках рынка и объемах торговли доступна для широкой общественности, что может принести пользу конечным потребителям.

Кроме того, в ноябре 2021 года между Республикой Молдова и Румынией подписана Дорожная карта по приоритетным направлениям сотрудничества с целью ускорения процесса европейской интеграции и обеспечения экономического и социального развития граждан. Одним из первоочередных обязательств сторон явилось положение об энергетическом взаимоподключении.

Развитие совместных энергетических проектов с Молдовы, Украины и Грузии в рамках Ассоциированного трио с целью повышения энергетической безопасности также могут стать значительным подспорьем в этой области. Флагманские инициативы в рамках Восточного партнерства, касающиеся энергетического рынка, энергоэффективности и возобновляемых видов энергии могут стать системной основой внедрения новых энергетических проектов. Есть ожидание того, что Саммит Восточного партнерства 2021 года заложит основу для продвижения данных инициатив.

Важным также выступает вопрос о том, что нынешняя ситуация, в условиях которой Молдова получает российский газ через Украину, может измениться после истечения срока действия транзитного контракта между Москвой и Киевом в конце 2024 года. В декабре 2019 года между «Газпромом» и «Нафтогазом» закончилось действие десятилетнего газового контракта. Новый контракт был заключен сроком на пять лет, и, хотя Россия заявляет, что готова транспортировать газ через Украину и после 2024 года по новым контрактам, вопрос лишь в конъюнктуре рыночных цен и условий, опасения на этот счет не беспочвенны. Следует заметить, что поставки российского природного газа в Турцию, Грецию, Македонию и Болгарию через украинскую газотранспортную систему прекратились после запуска «Турецкого потока» в январе 2020 года. С начала апреля 2021 года «голубое топливо» по новой магистрали пошло и в Румынию.

Многие аналитики убеждены, что намерение России состоит в том, чтобы прекратить поставки через Украину гораздо раньше истечения срока действия действующего транзитного контракта в 2024 году и перенаправить газ на «Северный поток-2», как только новый газопровод вступит в коммерческую эксплуатацию. Кроме того, ситуация обострилась после заключения Венгрией нового долгосрочного контракта с российским «Газпромом», согласно которому поставки газа будут идти в страну в обход Украины.

Итоговым результатом данной транзитной тактики может стать изоляция Украины от импорта газа, поступающего на соседние европейские рынки, что, в конечном итоге, вынудит Киев более строго соблюдать политику Кремля, сделав страну напрямую зависимой от поставок российских энергоносителей. Перспектива прекращения транзита газа через территорию Украины вовсе не так уж туманна. При этом сама Украина, в случае, если контракт c «Газпромом» не будет заключен, намерена начать плановый процесс оптимизации системы, чтобы не тратить средства на невостребованную инфраструктуру. В этих условиях Молдова выступает в роли «“жертвы обстоятельств» сложных отношений Москвы и Киева. В случае, если транзит через Украину приостановится или остановится совсем, наиболее пессимистично настроенные эксперты предрекают ей энергетический коллапс.

Вместе с тем, США и Германия выразили поддержку энергетической безопасности Украины и Центральной и Восточной Европы, включая ключевые принципы, закрепленные в Третьем энергетическом пакете ЕС, касающиеся разнообразия и защищенности поставок. Германия подчеркивает, что она будет следовать как букве, так и духу Третьего энергетического пакета в отношении «Северного потока-2», находящегося под юрисдикцией Германии, для обеспечения разгруппирования и доступа третьих сторон. В интересах Украины и Европы обеспечить, чтобы транзит газа через Украину продолжался после 2024 года. В соответствии с этой убежденностью Германия обязуется использовать все доступные рычаги для содействия продлению на срок до 10 лет соглашения Украины с Россией о транзите газа.

Кроме того, нельзя не учитывать общий контекст происходящих значительных структурных преобразований энергетического сектора и изменения энергетических систем многих стран мира, связанные с внедрением эффективных и надежных технологий, интеграцией различных традиционных и возобновляемых источников энергии в широком диапазоне мощностей, инновациями и интеллектуальными сетями, актуализации вопросов о возможностях обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым, экологически безопасным технологиям и современным источникам энергии для всех. Идет процесс создания целостной системы управления электроэнергетикой, соответствующей формирующемуся новому укладу энергетических систем и новому контексту политических, рыночных условий и принципов регламентации.

К 2030 году в странах Центральной и Восточной Европы трансформация энергетического сектора будет представлена совокупным эффектом научно-технических достижений, развитием малой энергетики, новых форм конкуренции, изменений в потреблении и общим воздействием этих факторов на характер энергосистемы со всем спектром требований к ее функционально-техническим возможностям. Полное изменение облика электроэнергетики будет происходить с внедрением технологических инноваций, развитием технологий производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии, «умных сетей» и технологий хранения больших запасов электроэнергии, системы распределенной выработки электроэнергии. Значительно преобразится и сам энергетический рынок. Возрастет конкуренция со стороны потенциальных участников, конкурирующих между собой в настоящее время, и новых игроков рынка. Изменится модель производства и обслуживания, преобразуются каналы сбыта. На более широкой основе будут использоваться инновационные средства привлечения клиентов и взаимодействия с ними в режиме онлайн через цифровые средства связи. Все это повлечет за собой изменения в государственной политике стран Центральной и Восточной Европы, и режимов регулирования энергосистем на международном, региональном и национальном уровнях.

Поиск компромисса между обеспечением энергобезопасности, ценовой доступности и развитием экологически чистых видов энергии будет определяющей тенденцией энергетической сферы в предстоящие годы. В этой связи перед странами Черноморского региона, находящимися на пути трансформационных преобразований встают новые задачи, связанные с решением конкретных проблем и препятствий, являющихся следствием новых условий рынка электроэнергии и сетевой инфраструктуры, увеличения инвестиций и оптимизацией регионального энергетического сотрудничества. Способность стран региона создавать свои собственные надежные и финансово-доступные источники энергосбережения будет определяться потенциалом поддержания экономического развития. Для Республики Молдова экономический рост государства находится в весьма уязвимом положении, а потому без существенных продвижений в наращивании тенденций экономического развития, страна будет оставаться «заложницей» наличия традиционных внешних источников энергии.